График работы
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
С 9:00 до 19:00
Индивидуальный
подход к страхованию
Москва
Страхование застройщиков Управление продажами Консультирование застройщиков Прочее О компании

Компенсационный госфонд придаст уверенность дольщикам новостроек

30.06.2016

Президент России Владимир Путин поручил правительству создать к 1 декабря государственный компенсационный фонд жилищного строительства. Предполагается, что новая инициатива поможет радикально решить проблему обманутых дольщиков. Фонд будет формироваться за счет средств застройщиков рынка долевого жилья. О том, сможет ли государственная инициатива помочь существующим обманутым дольщикам и не допустить появления новых, эксперты рассказали порталу UrbanLook. 


Александр Моторин, директор по развитию Glorax Development 

Идея создания фонда понятна, защита интересов дольщиков – это действительно задача государства. Но надо понимать, что от введения дополнительного сбора неизбежно возрастет увеличение нагрузки на застройщиков, дополнительные расходы отразятся на стоимости жилья и в конечном итоге лягут на плечи покупателей. Опять же, непонятны правовые основания введения такого сбора. И самый главный вопрос: каков будет порядок управления средствами фонда и насколько эффективно будут расходоваться его средства. Ввести новый сбор и дополнительно обременить бизнес просто, но эффективно решить проблему гораздо сложнее. 

Эмиль Захаряев, управляющий партнер Rezidential Group

На мой взгляд, одобрение Государственной Думой поправок в ФЗ-214, которые предусматривают создание компенсационного фонда для достройки проблемных объектов, станет одним из важных инструментов решения проблемы обманутых дольщиков. Необходимость создания страхового фонда, подобного Агентству страхования вкладов в банковской системе, появилась довольно давно. Благодаря этому дольщики могли бы быть уверены, что строительство домов, в которых они приобретают квартиры, в любом случае будет завершено. При этом если застройщик обанкротится, это не повлечет за собой многолетнюю консервацию объекта из-за отсутствия финансирования. Сегодня в рамках обеспечения обязательств девелоперов существует страхование ответственности со страховыми взносами. Если условно принять, что в компенсационный фонд из этих сумм будет централизованно перечисляться 1,5-2%, то в масштабах всей страны размер финансового плеча составит порядка 50 млрд руб. При усредненной себестоимости строительства в 45 тыс. руб./кв.м. это позволит дофинансировать возведение около 1,1 млн кв.м. жилья. Поскольку проблемные застройщики часто ведут реализацию некрупных проектов площадью до 30 тыс. кв.м., число долгостроев в России сократится минимум на 60 объектов. 

Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп» 

На мой взгляд, введение компенсационного фонда – это своевременная мера. Не стоит забывать, что в период экономической нестабильности все участники строительного рынка (девелоперы, покупатели и страховщики) стали более взвешенными в своих решениях. Неудивительно, что достаточно «молодой» рынок страховых услуг в сфере долевого строительства оказался неэффективным инструментом защиты интересов дольщиков в условиях рецессии, когда никто не готов рисковать и переплачивать. Логично, что в такой ситуации часть ответственности должно было взять на себя государство. Поэтому на сегодняшний день, полагаю, именно компенсационный фонд станет мерой, которая поможет придать уверенности покупателям и, тем самым, поддержать спрос на рынке. Для покупателей, по идее, ничего не должно измениться, так как в текущей редакции законопроекта зафиксирована ставка отчислений в компенсационный фонд, не превышающая 1% от каждого ДДУ. Сейчас девелоперы отчисляют частным компаниям как раз около 1–1,5%. То есть на стоимости квартир эти отчисления не скажутся. Для страховщиков введение компенсационного фонда также не станет катастрофой. Это только на первый взгляд кажется, что, по сути, государство полностью вытесняет их с рынка, ведь в законопроекте четко прописано: никакого дублирования функций компенсационного фонда частными компаниями не будет. На самом же деле, по данным ЦБ, сборы страховщиков от ДДУ составили только 0,6% от общего объема сборов по всем видам страховой деятельности в 2015 году. Проще говоря, страховщики не теряют какой-то огромный и прибыльный рынок. Менее однозначная ситуация складывается для девелоперов. Конечно, государство не создает в виде компенсационного фонда какой-то «аттракцион неслыханной щедрости», который будет спасать всех неудачников и авантюристов на рынке недвижимости, не сумевших правильно оценить риски своего проекта. Если мы посмотрим на инициативу властей в более широком контексте, то увидим, что она логично вписывается в общую стратегию зачистки рынка от ненадежных игроков. Наряду с компенсационным фондом, в проекте также предусмотрено повышение размера уставного капитала застройщика и введение единого реестра всех девелоперов. Полагаю, что в конце концов малые и ненадежные застройщики будут вынуждены уйти с рынка. В то же время, государство попытается предотвратить в будущем коллапсы крупных девелоперов вроде СУ-155, чтобы не допустить хаоса в отрасли. Таким образом, в среднесрочной перспективе данная мера поможет рынку. Однако ее долгосрочное влияние на рынок станет понятным только после того, как инициатива Госдумы приобретет более конкретное оформление в виде указов Правительства. По сути, создается инструмент, который может проводить как жесткую, так и дифференцированную политику в отрасли.

Юрий Гольдберг, основатель строительной компании ReWeDO и сервиса PriceRemont

Предложение про государственный компенсационный фонд жилищного строительства сомнительное, хотя, казалось бы, лежит на поверхности. У застройщиков со страхованием рисков все запутаннее, чем, например, в случае страхования компенсационным фондом а-ля АСВ вкладчиков банков с пополнением его от ЦБ. Застройщиков не 500, а более 10000, ежедневную отчетность в ЦБ они не сдают, требований по размещению капитала у них нет – их прозрачность – нулевая. Работать будет в итоге все просто – застройщики платят 1% с продаж ДДУ. Если вступление в этот фонд будет избирательным, то это приведет к коррупции и сокращению объемов строительства, а следовательно к повышению цен. Если будут брать всех, то появятся мошенники, и никакого фонда не хватит на покрытие убытков. Пока не вижу проблем со страховками, нет ни одного неурегулированного страхового случая, страховщики тщательно анализируют проекты и застройщиков и не выписывают кому попало. Последствия этих фондов для конечного потребителя - рост стоимости квартир для конечного покупателя.

Юрий Неманежин, управляющий партнер GRAVION GROUP

Это новая и очень интересная инициатива, потому что до сих пор нет ни одного действенного механизма страхования деятельности застройщиков, а введенные ранее СРО и банковское страхование, к сожалению, не работают. Более того застройщики перечислили в эти организации уже более 90 млрд. рублей и только половина из этих средств была освоена. Поэтому в первую очередь необходимо разработать механизмы работы фонда и определить ставки, по которым застройщик будет перечислять деньги в фонд, но при условии, что работа фонда будет действенной, а сумма отчислений не превысит величину отчислений, которые застройщик делает сегодня. Кроме того, фонд может повысить уровень доверия к компании со стороны дольщиков, что, безусловно, скажется на продажах в будущем, то есть это станет обоюдной пользой как для застройщика, так и для дольщика. Если всё будет сделано четко, прозрачно и понятно, то это станет эффективной мерой, которая позволит действительно качественно страховать деятельность застройщиков и решать проблемы дольщиков. Что касается заинтересованности самих застройщиков, то пока особой нужды у них в фонде нет, и все нововведения в законодательстве сейчас встречаются с большой осторожностью, так как это дополнительная нагрузка, из-за которой придется менять налаженные механизмы работы, изменять структуру, процессы, подстраиваться и т.п. К тому же это вряд ли это понравится тем застройщикам, которые работают добросовестно.

Источник: Urban look

Вернутся к списку